Перед Вами произведение, которое можно назвать по-разному. Это - кубическое стихотворение, трёхмерный палиндром-перевёртыш, стих3D, стихокуб, палин3Dром и так далее, любые доступные Вашей фантазии названия. Постараюсь тезисно выделить основные качества текста и композиционные моменты.
*Это стиль комбинаторной, трёхмерной поэзии, сочетающий в своей архитектуре нелинейность, обратимость и объём.
*Произведение не только форму имеет кубическую, но и общий смысл его граней образует единую композицию, смыслокубическую форму. Ризоматическая структура содержания произведения основана на недвойственности смысла и бессмыслицы, проникая в глубину которой, читатель будет находить всё новые и новые корреляты между составляющими его буквогранями.
*Каждая грань несёт в себе часть собираемого читателем послания, интерпретация которого зависит от личности, конструирующей этот смысл, и от последовательности прочтения палиндромов и псевдо-палиндромов.
*Правила и границы интерпретаций, конечно же, заданы автором, но более тонкие оттенки смыслов будут возникать у каждого читателя свои, как и в любом другом случае восприятия предметов искусства вообще. Однако, нелинейность прочтения даёт большую свободу для возникновения уникальных ассоциаций.
*Кроме возможности выбора направления прочтения стихов у читателя есть возможность исследовать дополнительный смысловой слой, разбросанный по не входящим в палиндромы и перевёртыши словам внутри граней, некоторые из которых представляют из себя пантограммы, чем способствуют полисемантизации произведения, образованию семантического объёма. К этому можно добавить и наличие созвучных слов, создающих тот же эффект. Именно поэтому грани написаны слитно. Расщеплять их на составные части будет читатель.
*У автора не было ни возможности, ни цели сделать все грани палиндромическими, в этом случае пострадали бы не только смыслы и качество отдельных граней, но и общая композиционная структура. Не так уж и много палиндромов можно придумать на тех условиях, которые диктуются формой этого произведения. Симметричные, девятизначные палиндромы с одинаковыми начальными гласными, как оказалось, очень сложно срифмовать во что-то многозначное.
*Тем не менее, основание куба (7,8,5,6,7) представляет из себя четверостишие с разноударной рифмой, но читаемое с слева-направо не с начала строки: (на ногЕ Еж колок жЕ, Ежа дорогЕ Ещё кольшЕ Его), а в обратную сторону с угла (7): (Его рода жЕ Еж колок же, Его на ногЕ Ешь, ЛокешЕ*). В этой строке видно, что в отличие от других, я использую мягкий знак и в том, и в другом направлении, но меняю "щ" и "ш". В "крышке" куба (1,2,3,4,1) белой рифмой опоясана тройная рифма. А некоторые грани только перекликаются между собой созвучиями, но ударения и количество слогов выдержано в них как в стихотворении.
*Единой последовательности, соединяющей все грани стихокуба, нет. Тем не менее, благодаря ограничению в использовании букв, создаётся впечатление, что все они взаимосвязаны одним дискурсом. Однако, интердискурсивный анализ показывает, что произведение отсылает к разным мировозренческим системам и полинарративно смешивает их в себе.
*Неизвестные слова и неологизмы:
"Локеше" - Локеша - в индуизме, общее имя богов, повелителей одной из шести лок, миров. В тексте куба используется в звательном падеже.
"Стихится" - может быть понято двояко: 1) как глагол от слова стих, указывающий на самопроизвольность поэтизации мыслей (ударение на втором слоге) и 2) как синоним слова затихится (укр.) - от слова тихо с ударением на первом слоге.
"Еклоги" - эклога - (лат. ecloga от др.-гр. εκλογή — отбор, выбор) - избранное стихотворение, описывающее сцены из пастушеской жизни.
*Приведу несколько примеров последовательностей.
Его на ногЕ Ешь, ЛокешЕ, Его рода жЕ Едой вредЯ Ядов, умер Я.
Я стихитсЯ, Ядов умерЯ, Я пишу, шипЯ.
Я стихитсЯ Ядов, уме рЯду, иголкЕ Его на ногЕ.
Ешь не морЯ пищу, шипЯ; Ярему вод Я Ядер в йодЕ.
Я пишу, шипЯ - Ярему водЯ, Я стИхится.
В этих примерах угловая буква иногда используется один раз в составе углового слова и все примеры используют одну и ту же грань (6,5) по-разному.
*Произведение можно разделить на три четверостишия, состоящие из разных типов палиндромов. Но грани всех трёх видов можно переставлять между собой, собирая свой собственный рисунок смыслов. Однако, если стремиться к целостности куба, мешать их не представляется возможным. А в добавок к уже использованным граням прилагаются ещё несколько. Они выступают заменяемыми модулями произведения и конфигурируются по желанию.
ЯравмаслЕ - ЕлсамварЯ
ЯйцанасиЕ - ЕйсанациЯ
ЯслижеужЕ - ЕжуежилсЯ
*И немного о замысле произведения. Три уровня произведения олицетворяют три мира - Верхний (творчество (творение) и Высшее Я - Дух), Средний (сознание, действие, относительное я) и Низший (материальное, основа, отсутствие я). В царстве жизни присутствуют ёж, дорога и ноги: ёж олицетворяет жизнь, дорога - эволюция, развитие, личный путь, а ноги - воление и возможности. Все грани этой локи (мира) "однобуквенны", что намекает на единство фундаментальных, онтологических принципов и универсальность жизненных потребностей. В Среднем мире мы видим отсутствие согласованности, говорящей о плюралистическом характере мезокосмоса, где каждое живое существо несёт ответственность только за свои собственные деяния и мировоззрение, а мир лишь даёт возможность для их реализации. В этом мире один из путей содержит женское имя (моей любимой), он и ведёт меня к совершенству Верхнего, абсолютного мира, через новые формы бытия и творчества. В беспредельное пространство Единства всех относительных субъектов, в вечносущее Большое Я, Я всего Космоса. Путь ежа - отказаться от всяких "же", принять мир таким, какой он есть уже.
2018.05 - 2019.